Импровизация – одно из сложнейших препятствий на пути к хорошему исполнению танца. Часто нам мешают внутренние страхи, недостаток лексики движений, непонимание самого танца и логики движений. Известная австралийская танцовщица Кети Шариф (Keti Sharif) смогла доступно сформулировать основные принципы при импровизации и исполнении восточного танца.
1. Ноги танцовщицы должны двигаться в такт музыке
Ритм является основой основ, сердцебиением танца. В первую очередь ритм воспринимают ступни и нижняя часть тела – ноги и бедра. Если ступни «чувствуют» ритм, то они делают шаг на «дум», а поднимаются на «так», тогда тело воспринимает ритм. Этот принцип применим к любому случают – танцуете ли Вы или же просто идете.
2. Необходимо расслабить челюсть и руки
Челюсть и руки в танце должны быть расслаблены. Если танцовщица исполняет слегка (но только слегка) приоткрыв рот, все остальное тело также расслабиться. В практиках йоги челюсть связывают с областью таза. Расслабляя челюсть, гортань и шею, можно тем самым убрать препятствия на пути энергетических потоков в бедрах. Так, например, танцуют египтянки - слегка приоткрыв рот.
Обязательно нужно расслабить и руки - позволить им ощутить музыку и струиться в ее потоке. Чтобы проверить работу этого всего на практике, попробуйте сначала сделать тряску, сжав при этом кулаки и зубы, а потом – то же самое, но в расслабленном состоянии.
3. Быть «здесь и сейчас», соответствовать музыке
Нужно позволить телу делать, что ему хочется, раствориться в музыке полностью. Вы должны понимать свое тело. Аналитический ум должен отойти на задний план, для проявления творческого начала. Для достижения этого необходимо слушать, дышать, сфокусироваться. Это самый легкий путь приблизиться к собственному центру, а также полностью погрузиться в музыку и танец.
4. Не нужно усложнять
Ни в коем случае не усложняйте. В отношении танца действует принцип: чем проще, тем лучше. Пусть движения будут незамысловатыми, ясными и четкими. Следуйте за ритмом, сосредотачивайтесь на его пульсации, акцентируйте ударные, если музыка это требует. Не тяните время и не акцентируйтесь на том, чего нет. Позвольте телу отвечать музыке, каждому инструменту: руки могут отвечать флейтам, плечи – скрипке и реку (req), грудь – аккордеону, живот – уде (oud), нижняя часть живота – кануну (qanoon), бедра – табле, а ступни – основным ударным.
5. Вариация движений в пространстве по уровню и долготе
Известная танцовщица Зухер Заки обладала совершенной техникой танца, применяя при этом всего несколько танцевальных движений, но они выглядели всегда по-разному. Когда одно движение повторяется много раз, но меняется его уровень, оно начинает гипнотизировать зрителя. Например, колени слегка согнулись, мы немного опустились вниз, или же танцовщица поднимается на носочки, делая одно и то же движения, и оно каждый раз смотрится по-разному. Движение можно продублировать, если ритм ускоряется. Его можно разделить на части или выполнить более медленно, чтобы акцентировать ритм.
Для того чтобы уметь распределить свой танец в пространстве, необходимо научиться делать правильно повороты – фокусироваться на «точку».
6. Пусть руки станут дирижером для оркестра
Пусть в танце Ваши руки станут дирижировать оркестром. Когда музыка глубокая и медленная, не стоит поднимать руки высоко. Когда же музыкальная гамма поднимается выше, пусть руки должны идти следом за ней. В момент нарастания и ускорения ритма поднимайте руки - в пиковый момент они должны быть вверху. Например, музыка, исполняемая на инструменте канун, переходит из высокой в низкую гамму, значит, руки должны следовать за ней, как будто они рассказывают о падающем дожде. Поднимайте и опускайте руки на волне музыки с ощущением, что Вы поднимали и опускали саму музыку.
7. Пусть глаза зажгутся – увидеть музыку
Представьте музыку, пусть от этого ваши глаза зажгутся. Арабские танцовщицы используют в танце свои глаза без всякого напряжения и принуждения, но эффект происходит потрясающий - они видят музыку. Делайте также, когда танцуете. Когда музыка поднимается все выше и выше, взгляните вверх, как делали древние персы, веря, что танец предназначен для богов. Когда ритм становиться более приземленным, тяжелым, посмотрите на бедра и наслаждайтесь их движением. Во время музыкальных фраз «вопрос-ответ» станьте двумя разными личностями, которые ведут общение: один из них будет скромным, сдержанным, а второй – задорным, или даже немного развязным. Пусть тело наполняется изменчивой природой музыки, а ваши глаза выражают это, то есть станьте страстной, торжествующей, печальной, сострадательной, робкой и озорной.
8. Как можно больше занятий без зеркала
Старайтесь побольше заниматься без зеркала. Привыкайте к тому, что чувствуя музыку, создавая настроение, вы полностью растворяетесь в танце. То, что вы видите в зеркале - это всего лишь отражение Вашего реального облика. Более реальное представление о себе можно получить из видеозаписей, вот почему мы часто не узнаем свой танец на видеозаписях! Когда Вы танцуете перед зеркалом, Вы все время смотрите вперед, таким образом голова, плечи и грудь не могут расслабиться именно так, как того требует естественный танец.
9. Преодоление технические трудности при исполнении отдельных элементов
Определенные технические трудности в выполнении отдельных элементов, позже могут стать основой для импровизации и полета фантазии. Базовые элементы, проходки и связки требуют особого внимания, так как их необходимо выучить. Иногда кажется, что само требование этого идет вразрез с принципом «естественности» танца. Тем не менее, у тела существует потрясающая физическая память - память клеток.
Тренируйтесь, тренируйтесь и тренируйтесь. Сначала Вам потребуется подключить ум для освоения элементов танца, это можно сравнить с ездой на велосипеде или готовкой по поваренной книге. А когда движение выучено наизусть, оно становиться основой для творчества и радости в танце. Вы перестаете думать о его механике и наслаждаетесь самим танцем. Как только тело выучит технические моменты, они станут его второй природой и частью творческого процесса.
10. Танец - разновидность медитации, ощущение пребывания «здесь и сейчас»
Находясь в состоянии медитации, человек отделяется от суеты мозга, оставаясь открытыми и сконцентрированными на дыхании и позе тела. Это утверждение верно и для восточного танца. Растворяясь в музыке, позволяя ей вести тело, Вы освобождаетесь от ментальных зажимов и пробуждаетесь для творчества. Когда полностью растворяетесь в текучем, созидательном движении танца, Вы отделяетесь от ума, который все время судит и оценивает Вас: плохо что-то делаете или хорошо. Концентрируясь на сути каждого движения, Вы сливаетесь с музыкой. Ум не может вторгнуться в это медиативное состояние со своими рассуждениями, а Вы погружаетесь в переживание самого истинного танца, который Вы когда-либо исполняли.