Беледи (Baladi; от «беледи» – самоназвание жителей города, выходцев из деревень) – общее название всех египетских фольклорных танцев; один из древнейших египетских стилей. Исторически этот танец принадлежит деревенским жителям или, живущим на окраинах города, бывшим деревенским семьям. Эмоции, выражающиеся в этом танце, жизнерадостные, передающие теплые чувства к родной земле. Танец обычно исполнялся между женщинами, чтобы научить друг друга женственности. Для мужчин беледи исполняли только высокопрофессиональные танцовщицы.
Стиль характеризуется множеством спокойных пластичных движений (восьмерок, волн, обводок) и постоянной работой животом. Весь танец выполняется практически на одном месте: отсутствуют арабески, очень мало проходок. В беледи нет места суете. Чтобы лучше почувствовать этот стиль, необходимо присмотреться, каков образ жизни египтян: они расслаблены, уверены в себе, неторопливы.
Костюм беледи состоит из галабеи – обтягивающего платья с рукавами до локтя и разрезами по бокам, а также набедренного не широкого пояса и повязки на голову. Ее традиционный цвет – белый.
Музыка в этом стиле имеет характерную особенность: в ней обязательно используется аккордеон. Наряду с ним широко используются арабские музыкальные инструменты, такие, как мизмар (дудка), струнные – ребаб, симсимея и другие.
Данный стиль имеет множество разновидностей, например, беледи-тараб, беледи-прогрессия, беледи-шааби и другие.
У нас, в России, как и во многих других западных странах, распространен такой вид, как беледи-прогрессия. Характерной чертой его является структура музыкальной композиции. В ней обязательно присутствует солирующий инструмент (аккордеон, орган, виолончель и т.д.), импровизирующий в начале произведения. Эту часть называют таксим. Далее к соло-инструменту прибавляются табла или целый оркестр – музыка приобретает развитие. Темп постепенно ускоряется, финал исполняется музыкантами либо в очень быстром темпе, либо переходит в соло табла.
Беледи имеет определенные законы, характерные для всех разновидностей стиля. Композиция всегда делится на десять частей, первая из которых – таксим, т.е. игра на одном инструменте. Остальные девять частей – беледи-овади и беледи-тет.
Овади (аwadi) – легкая мелодия с медленным и практически не изменяющимся ритмом. Движения в частях овади легкие, плывущие, трепещущие. В данных частях беледи могут встречаться резкие и отрывистые акценты, именуемые саккат.
Тет – музыкальные части в беледи, имеющие повторяющиеся и идущий по нарастающей ритм.
Еще один закон, характеризующий стиль беледи: музыка в стиле «вопрос-ответ». Композиция беледи строится буквально на диалоге инструментов, а также танцовщицы с публикой.
Ритм выглядит так:
D – D – T – D – T
В стиле беледи могут прослеживаться и многие другие ритмы, характерные для других египетских стилей.
Прослушать пример беледи: