Арабская музыка, как и любая другая, имеет свои законы построения. Основой ее являются ритмы. Чтобы чувствовать танец, их необходимо различать в музыкальных композициях.
Все ритмы, встречающиеся в арабской музыке делят на базовые и наполненные. Также важен размер музыкальной фразы – количество долей, которые она содержит. В основном, арабские ритмы четырех- или двудольные (4/4 или 2/4), но также распространены и другие.
Все ритмы арабской музыки читают и записывают поопределенным правилам:
DUM [дум] – тяжелый, акцентированный и низкий звук, который играют по центру барабана;
T [так] – акцентированный, чистый и высокий звук, который играют по краю барабана;
t [те] – неакцентированный и высокий звук, играют правой рукой на барабане;
k [ка] – высокий, неакцентированный звук, его играют левой рукой на барабане;
s [c] – глухой звук;
«–» – пауза ( соответствует счету - и-);
Основные арабские ритмы
Четырехдольные ритмы 4/4
Максум (maqsum; от «максум» – половина) – самый распространенный ритм в арабской музыке. Является основой других ритмов. Максум очень часто можно услышать в фольклорных египетских композициях.
Он читается так:
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T- T-D- T- = базовый
D-T-kkT-D-kkT-kk = наполненный
Прослушать:
Выделяют еще одну разновидность максума – сарийа (быстрый максум). Также его именуют «феллахи». По звучанию этот ритм в два раза быстрее базового максума. Используют ритм феллахи в фольклоре Египта, а также табла соло. Имеет размер 2/4:
1-+-2-+-
Dk-kD-k- = базовый
DtktDktk = наполненный
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-D- T-D- T- = базовый
D-D-tkT-D-tkT-tk = наполненный
Прослушать:
Саиди (Saidi; от «саиди» – название региона Египта) – один из основных арабских ритмов. Темп быстрый, акценты сильные. Используется в одноименном фольклорном стиле танца – саиди и Тахтиб (разновидность мужского танца).
Имеет следующую схему:
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T- D-D- T- = базовый
D-T-tkD-D-tkT-tk = наполненный
Прослушать:
Сомбати (Sombati) – одна из разновидностей максума, его используют во время таксима. От максума данный ритм отличается расстановкой пауз.
1-+-2-+-3-+-4-+-
D- T-T-D- T-
Халижи (Khaleegy; от»халижи» – залив) – ритм используют в странах Персидского залива. Существует две разновидности этого ритма:
- Сауди – современный вариант халижи.
1-+-2-+-3-+-4-
D-kD-kTk-
- Кадими – старинный вариант халижи:
1-+-2-+-3-+-4-
D-Tk-kTk-
Данный ритм присутствует в композициях для танцевального стиля халижи, который является одним из национальных танцев в странах Персидского залива.
Прослушать:
Дабка (Dabke; от «дабка» – топанье ног) – тяжелый, акцентированный ритм. Используют в Ливане, Ираке, Сирии, Афганистане, Палестине. Характерен для национального танца перечисленных стран – дабки.
1-+-2-+-3-+-4-+-
TD-TkT-D-TkT-Tk-
Заффа (Zaffa; от «заффа» – свадебная церемония) – ритм используют на свадьбах в Египте. Заффа – одноименный мужской танец, исполняемый во время свадебной церемонии.
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T T T T-D D T
Прослушать:
Хаггала (Haggala; от «хаггу» – прыжок) – используется для одноименного египетского стиля – хаггала. Танец имеет в своей лексике определенные шаги и прыжки.
1-+-2-+-3-+-4-+-
D – t k D – t k
Джарк (Jerk) – нубийский ритм, имеющий быстрый темп. Можно услышать в композициях для нубийского стиля танца. Отличается «африканским» звучанием.
1-+-2-+-3-+-4-+-
D---T---DD--T---
Уахда (Wahda; от «уахд» – один) – характеризуется медленным темпом, одним DUM и двумя короткими TEK. Является фоновым аккомпанементом при исполнении песен мауаль, а также во время таксима. Достаточно часто ритм уахда можно встретить в старых песнях – тараб. Иногда данный ритм именуют «уахда кибир», что означает «большая уахда».
1-+-2-+-3-+-4-+-
D--- T T---
Прослушать:
Двудольные ритмы 2/4
Карачи (Karatchi) – ритм имеет быстрый темп, по звучанию напоминает Мальфуф. Данный ритм используют в египетском фольклоре, а также при выходе танцовщицы на сцену.
1-+-2-+-
kT- D-T-
Прослушать:
Аюб (Ayoub) – ритм распространен в Египте, странах Средней Азии, Турции. По звучанию похож на Феллахи. Используется в трансовом культовом танце – зар.
1-+-2-+-
D--kD-T- = базовый
DktkDtkt = наполненный
Прослушать:
Баюн (Bayoun) – ритм, схожий с Аюб, но медленнее по темпу. Зачастую является аккомпанементом соло табла.
1-+-2-+-
D--DD-T-
Мальфуф (Malfouf; от «мальфуф» – вращение) – характерен быстрый темп. Распространен в таких странах, как Египет и Ливан. Зачастую танцовщицы используют данный ритм ритм при выходе на сцену, либо во время соло табла.
1-+-2-+-
D--T--T- = базовый
DkkTkkTk = наполненный
Прослушать:
Ляф – разновидность мальфуфа, имеющая дополнительный DUM в конце.
1-+-2-+-
D-T-DD-T-
Дополнительные арабские ритмы
Масмуди (Masmoudi; от «масмуд» – племя берберов в Марокко) – ритм звучит, как максум, но в два раза медленнее. Укладывается в две четырехдольные фразы. Данный ритм позволяет делать акценты в длинных связках. Также его иногда именуют «Масмуди кебир» – большой масмуди. Размер 8/4.
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-
D---D--- T---D--- T---T---
Прослушать:
Масмуди также имеет свои разновидности, например «идущий» Масмуди. В отличие от базового, он имеет три DUM в начале. Также используется танцовщицами в плавных связках, а также арабесках.
DDD-Tk-D-TkTT
Прослушать:
Чифтетелли (Chiftetelli) – ритм используется в турецком танце, 8/4. А также в качестве аккомпанемента в таксиме. Имеет медленный темп, который постепенно наполняется.
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-
D--- T--- T---D---D---T--- = базовый
D-tkT-T-tkD-T-tkD---D---TktkT--- = наполненный
Прослушать:
Гавейзи (Ghawazi; от названия цыганского племени) – ритмможно услышать в качестве аккомпанемента в фольклорном стиле гавейзи.
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-
t t D t D D t -
Хажа – ритм используют для таксим (соло одного инструмента). Танец под этот ритм иногда исполняется в партере. Имеет размер 8/4.
D-TTTTT-
Прослушать:
Уахда у нус (от «уахда у нус» – один с половиной) – разновидность ритма Уахда. Используется в стиле беледи, а также в таксим. Размер 8/4.
D-TT-DDT
Прослушать:
Карсилама (Karsilama; от «карсилама» – лицом к лицу) – используют в турецком, греческом фольклорных стилях. Часто сопровождается музыкальными инструментами: кларнетом, барабанами,цимбалами. Имеет нечетное количество долей – 9/8.
1-+-2-+-3-+-4-+-5-
D- T- D- T-T-T- = базовый
D-kkT-kkD-kkT-T-T- = наполненный
Прослушать:
Сумаи (Samai; от «сма» – слушать) – шести-битовый ритм, 6/7. Распространен в Иране, Узбекистане, Турции. Данный ритм используется в классической музыке этих стран, а также для классического персидского танца. Имеет несколько вариантов, например, следующий:
1-+-2-+-3-+-
D-T-T-D-T- = базовый
D-TkT-D-T- = наполненный
Прослушать:
В арабских композициях иногда могут использовать ритмы не восточного происхождения. Среди них:
Вальс – известнейший европейский ритм, размер 3/4.
D-T-T.
Прослушать:
Румба – бразильский ритм, очень часто можно услышать в египетском танцеальном стиле нубия.
D-kD-kTk.
Прослушать: