График работы:
Ежедневно с 8:00 до 22:00
Краснодар, ул. Уральская, 166/2

Арабские музыкальные ритмы

Арабская музыка, как и любая другая, имеет свои законы построения. Основой ее являются ритмы. Чтобы чувствовать танец, их необходимо различать в музыкальных композициях.

Все ритмы, встречающиеся в арабской музыке делят на базовые и наполненные. Также важен размер музыкальной фразы – количество долей, которые она содержит. В основном, арабские ритмы четырех- или двудольные (4/4 или 2/4), но также распространены и другие.

Все ритмы арабской музыки читают и записывают поопределенным правилам:

DUM  [дум] – тяжелый, акцентированный и низкий звук, который играют по центру барабана;

T   [так] – акцентированный, чистый и высокий звук, который играют по краю барабана;

t    [те] – неакцентированный и высокий звук, играют правой рукой на барабане;

k   [ка] – высокий, неакцентированный звук, его играют левой рукой на барабане;

s   [c] – глухой звук;

«–»    пауза    ( соответствует счету - и-);

 

Основные арабские ритмы

Четырехдольные ритмы 4/4

 

Максум (maqsum; от «максум» – половина) – самый распространенный ритм в арабской музыке. Является основой других ритмов.  Максум очень часто можно услышать в фольклорных египетских композициях.

Он читается так:

1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T-  T-D-  T-    = базовый
D-T-kkT-D-kkT-kk  = наполненный

Прослушать:

 

 

Выделяют еще одну разновидность максума – сарийа (быстрый максум). Также его именуют «феллахи». По звучанию этот ритм в два раза быстрее базового максума. Используют ритм феллахи в фольклоре Египта, а также табла соло. Имеет размер 2/4:

1-+-2-+-
Dk-kD-k- = базовый
DtktDktk = наполненный

Беледи (baladi, от «беледи» – родная земля) разновидность базового максума. Имеет фольклорный характер. Более медленный, чем максум. Поскольку беледи имеет такие же акценты, что ритм масмуди, его иногда именуют «коротким масмуди». Но в отличие от последнего, он имеет размер 4/4.
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-D-  T-D-  T-        = базовый
D-D-tkT-D-tkT-tk      = наполненный
 Прослушать:

 

Саиди (Saidi; от «саиди» – название региона Египта) – один из основных арабских ритмов. Темп быстрый, акценты сильные. Используется в одноименном фольклорном стиле танца – саиди и Тахтиб (разновидность мужского танца).

Имеет следующую схему:

1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T-  D-D-  T-    = базовый
D-T-tkD-D-tkT-tk  = наполненный

  Прослушать:

 

Сомбати (Sombati) – одна из разновидностей максума,  его используют во время таксима. От максума данный ритм отличается расстановкой пауз.

1-+-2-+-3-+-4-+-

D-  T-T-D-  T-    

 

Халижи (Khaleegy; от»халижи» – залив) – ритм используют в странах Персидского залива. Существует две разновидности этого ритма:

  1. Сауди – современный вариант халижи.

1-+-2-+-3-+-4-

D-kD-kTk-

  1. Кадими – старинный вариант халижи:

1-+-2-+-3-+-4-

D-Tk-kTk-

Данный ритм присутствует в композициях для танцевального стиля халижи, который является одним из национальных танцев в странах Персидского залива.

 Прослушать:

 

Дабка (Dabke; от «дабка» – топанье ног) – тяжелый, акцентированный ритм. Используют в Ливане, Ираке, Сирии, Афганистане, Палестине. Характерен для национального танца перечисленных стран – дабки.

1-+-2-+-3-+-4-+-

TD-TkT-D-TkT-Tk-

 

Заффа (Zaffa; от «заффа» – свадебная церемония) – ритм используют на свадьбах в Египте. Заффа – одноименный мужской танец, исполняемый во время свадебной церемонии.

1-+-2-+-3-+-4-+-

D-T T T T-D D T

Прослушать:

 

Хаггала (Haggala; от «хаггу» – прыжок) – используется для одноименного египетского стиля – хаггала. Танец имеет в своей лексике определенные шаги и прыжки.

1-+-2-+-3-+-4-+-

D – t k D – t k

 

Джарк (Jerk) – нубийский ритм, имеющий быстрый темп. Можно услышать в композициях для нубийского стиля танца. Отличается «африканским» звучанием.

1-+-2-+-3-+-4-+-

D---T---DD--T---

 

Уахда (Wahda; от «уахд» – один) – характеризуется медленным темпом, одним DUM и двумя короткими TEK. Является фоновым аккомпанементом при исполнении песен мауаль, а также во время таксима. Достаточно часто ритм уахда можно встретить в старых песнях – тараб. Иногда данный ритм именуют «уахда кибир», что означает «большая уахда».

1-+-2-+-3-+-4-+-

D---  T     T---

Прослушать:

 

 

Двудольные ритмы 2/4

 

Карачи (Karatchi) – ритм имеет быстрый темп, по звучанию напоминает  Мальфуф. Данный ритм используют в египетском фольклоре, а также при выходе танцовщицы на сцену.

1-+-2-+-

kT- D-T-

 Прослушать:

 

Аюб (Ayoub) ритм распространен в Египте, странах Средней Азии, Турции. По звучанию похож на Феллахи. Используется в трансовом культовом танце зар.

1-+-2-+-

D--kD-T- = базовый

DktkDtkt = наполненный

 Прослушать:

 

Баюн (Bayoun) – ритм, схожий с Аюб, но медленнее по темпу. Зачастую является аккомпанементом соло табла.

1-+-2-+-

D--DD-T-

 

Мальфуф (Malfouf; от «мальфуф» вращение) характерен быстрый темп. Распространен в таких странах, как Египет и Ливан. Зачастую танцовщицы используют данный ритм ритм при выходе на сцену, либо во время соло табла.

1-+-2-+-

D--T--T- = базовый

DkkTkkTk = наполненный

Прослушать:

 

Ляф – разновидность мальфуфа, имеющая дополнительный DUM в конце.

1-+-2-+-

D-T-DD-T-

 

Дополнительные арабские ритмы

 

Масмуди (Masmoudi; от «масмуд» –  племя берберов в Марокко) – ритм звучит, как максум, но в два раза медленнее. Укладывается в две четырехдольные фразы. Данный ритм позволяет делать акценты в длинных связках. Также его иногда именуют «Масмуди кебир» большой масмуди. Размер 8/4.

1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-

D---D---    T---D---    T---T---

 Прослушать:

 

Масмуди также имеет свои разновидности, например «идущий» Масмуди. В отличие от базового, он имеет три DUM в начале. Также используется танцовщицами в плавных связках, а также арабесках.

DDD-Tk-D-TkTT

 Прослушать:

 

Чифтетелли (Chiftetelli) ритм используется в турецком танце, 8/4. А также в качестве аккомпанемента в таксиме. Имеет медленный темп, который постепенно наполняется.

1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-

D---  T---  T---D---D---T---       = базовый

D-tkT-T-tkD-T-tkD---D---TktkT---   = наполненный

 Прослушать:

 

Гавейзи (Ghawazi; от названия цыганского племени) – ритмможно услышать в качестве аккомпанемента в фольклорном стиле гавейзи.

1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-

t   t   D   t   D   D   t   - 

 

Хажа ритм используют для таксим (соло одного инструмента). Танец под этот ритм иногда исполняется в партере. Имеет размер 8/4.

D-TTTTT-

 Прослушать:

 

Уахда у нус (от «уахда у нус» – один с половиной) – разновидность ритма Уахда. Используется в стиле беледи, а также в таксим.  Размер 8/4.

D-TT-DDT

Прослушать:

 

 

 

Карсилама (Karsilama; от «карсилама» – лицом к лицу) – используют в турецком, греческом фольклорных стилях. Часто сопровождается музыкальными инструментами: кларнетом, барабанами,цимбалами. Имеет нечетное количество долей – 9/8.

1-+-2-+-3-+-4-+-5-
D-  T-  D-  T-T-T-   = базовый
D-kkT-kkD-kkT-T-T-   = наполненный

 Прослушать:

 

Сумаи (Samai; от «сма» – слушать) – шести-битовый ритм, 6/7. Распространен в Иране, Узбекистане, Турции. Данный ритм используется в классической музыке этих стран, а также для классического персидского танца. Имеет несколько вариантов, например, следующий:

1-+-2-+-3-+-
D-T-T-D-T-    = базовый
D-TkT-D-T-    = наполненный
Прослушать: 
  

В арабских композициях иногда могут использовать ритмы не восточного происхождения. Среди них:

 

Вальс – известнейший европейский ритм, размер 3/4.

D-T-T.

 

Прослушать:



Румба – бразильский ритм, очень часто можно услышать в египетском танцеальном стиле нубия.

D-kD-kTk.

 

 Прослушать:

 

Интернет-магазины Краснодара, адреса. Рейтинг@Mail.ru