Весь Египет – цивилизация одной реки. Великий Нил течет с Юга на Север и с его водами протекает жизнь египтян.
Фольклор северного побережья Египта сильно отличается от фольклора южного Нила. Там преобладает много портовых городов с бурной жизнью их горожан. Чаще всего, это городской фольклор. Он включает в себя исмаильские, порт-саидский, александрийские, каирские танцы, имеющие характерные черты. Наиболее известный из них – александрийский танец – эскандерани.
Александрийский танец также называют мелая леф (от «melaya lаff» – обернуться в платок). Мелая – большой черный платок из шерсти. Изначально он играл роль верхней одежды. Выходя из дома, девушки кутались в него.
Сценический вариант танца – произведение творчества Махмуда Реда.
Костюм, также придуманный известным хореографом, представляет собой яркое платье с оборками и ассиметричным подолом, голову украшают цветы или помпоны. Мелая в сценическом костюме из нейлона или шелка и обшита по краям пайетками. На ноги обувают шлепанцы на каблуке. Безусловно, для александрийцев данный наряд не является народным.
Движения в этом стиле шуточные, игривые, ироничные. В содержание песен говориться о жизни рыбаков и рыбачек, а также обо всем, что связано с жизнью большого портового города. Иногда этот стиль исполняют без мелаи, но тогда постановка имеет другой набор движений и проходок.
Ритм александрийского танца – быстрый максум. Музыка эскандерани имеет множество разновидностей, зависящих от географического района, где она исполняется. Достаточно часто композициях эскандерани можно услышать ритм беледи.
Александрийский танец необходимо отличать от беледи с мелаей. Такое беледи сохраняет все правила фольклорного стиля – костюм, музыка, ритм – но также добавляет в танец шаль.
Прослушать пример эскандерани: